СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

История и Возрождение

 

Спасо-Преображенская Церковь

Спасо-Преображенская Церковь, дошед­шая до нас в видоизмененном состоя­нии, находится в восточной части Смо­ленска, среди многоэтажной застройки. До возведения каменного храма здесь находилась одноименная деревянная церковь, выстроен­ная во время вхождения города в состав поль­ского государства1. Духовенство старинного храма в 1695 г. подавало грамоту царю Петру I об отпуске им жалования.

В челобитной ска­зано, что «церковь их старинная, построенная за владением короля польского», а также что «при царе Алексее Михайловиче было дано священнос­лужителям 15 дворов в Бережнянском стане, в деревне Топоровой, а потом, когда эти дворы пе­реданы рейтарам, определено им по приказанию государя жалование по 34 рубля и 30 копеек в год на два причта: 1-му попу — 13 четвертей хлеба и столько же овса и 13рублей деньгами, другому — 10рублей и 10 четвертей хлеба и овса; дьячкам по 3рубля и по 3 четверти хлеба и овса»2.

В XVIII в. в Спасо-Преображенской церкви служил священник Феодор Шупинский. Он показал себя достойным пастырем во время неурожая 1733 г., когда население Смоленской губернии страдало от голода. Тысячи голодных жителей приходили в Смоленск с целью найти здесь для себя пропитание. Отец Феодор «по­казал пример редкого человеколюбия и нестяжа- телъности»: он на собственные средства купил в Малороссии ржаной муки (на 2000 рублей) и круп (на 4000 рублей), сам готовил для бедных пищу и кормил их два раза в день3.

Каменная церковь возведена в 1766—1768 гг. на средства священника Ф. Шупинского и коллежского асессора Стефана Корсакова. Церковь двухэтажная. В верхнем этаже нахо­дился Преображенский престол, в нижнем — мученицы Параскевы и священномученика Антипы. В приходе почиталась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»4.

К сожале­нию, на представленной ниже фотографии 1919 г. с внутренним видом храма мы не видим этого об­раза. По обе стороны от барочного иконостаса видны киоты с пустыми стеклами. Куда делись иконы, неизвестно. Возможно, они были изъ­яты в местный музей. Спасо-Преображенская церковь представляет собой образец местного зодчества в стиле позднее барокко5.

В 1812 г. первый этаж Спасо-Преобра­женской церкви французами был обращен в тюрьму, в которой содержались русские парти­заны, в том числе подполковник П.И. Энгель­гардт, коллежский асессор О.И. Шубин и др.6

Много для украшения Спасо-Преображен­ской церкви сделал служивший в ней более 35 лет протоиерей Иоаким Иванович Неклепаев. По замечанию современников, этот священ­ник «оставил по себе не только добрую память в сердцах всех, более или менее близко знавших его, но и пример, для многих и во многом достойный подражания»2.

И.И. Неклепаев родился в 1821 г. в семье по­номаря села Незнаново Рославльского уезда. Его отец был сыном священника, а мать — до­черью бедного дворянина. После окончания Рославльского духовного училища И. Некле­паев поступил в Смоленскую духовную се­минарию, которую окончил в 1843 г. в числе первых студентов. В 1844 г. Неклепаев был ру­коположен в сан священника к Спасо-Преоб­раженской церкви. С этого времени началась его деятельность на приходе8.

Спасский приход принадлежал к числу са­мых малочисленных и бедных приходов Смо­ленска. При Спасо-Преображенской церкви священники не уживались, самый большой срок их служения здесь составлял около двух лет. Временами по несколько месяцев при храме не было священника, что отражалось на состоянии церкви: «Вследствие сего и церковь, и приход были опущены до крайности. Служба совершалась редко, народу ходило к ней мало; доходы церковные до того скудны были, что и дров для отопления храма в зимнее время купить было не за что» 9.

Спасо-Преображенская Церковь

Смоленск. Спасо-Преображенская церковь. Иконостас. Фото Н.С. Петрова. 1919г.

С поступлением отца Иоакима в Спасо-Преображенскую Церковь здесь стали регу­лярно совершаться богослужения, появился хор, храм стали посещать не только его при­хожане, но и жители сопредельных приходов. Увеличились церковные доходы, что позволило произвести ремонт, приобрести утварь и облаче­ния, установить ограду, те. храм «сравнялся с из­давна благоустроенными» церквами Смоленска.

Отцу Иоакиму удалось привлечь благотвори­телей. В 1864 г. по завещанию статского совет­ника Ивана Ждановского на украшение Спа­со-Преображенского храма поступило 100 руб.10

20 мая 1870 г. Указом Святейшего Синода церковному старосте коллежскому асессору Василию Барскому за усердную службу и ста­рания о благоустройстве храма было преподано благословение11.

В благодарность за заботу о благолепии храма прихожане в 1875 г. приняли решение о поднесении отцу Иоакиму золотого наперс­ного креста с украшениями12.

Решение о награждении священника Иоа­кима Неклепаева золотым наперсным крестом с украшениями было утверждено императором Александром II 29 ноября 1875 г., в «уважение свыше 30-летних пастырских трудов» при Спа­со-Преображенской церкви13.

В день Пасхи 1876 г., перед крестным ходом, отец Иоаким был остановлен на амвоне цер­ковным старостой Василием Барским и при­хожанином Тол пыго. Староста огласил привет­ственный адрес, а прихожанин поднес золотой наперсный крест, украшенный камнями. Со­держание адреса следующее:

«Многоуважаемый отец протоиерей Иоаким Иванович! С 1844 г., в течение более тридцати лет, состоя в священнослужительском сане при Спасо-Преображенской г. Смоленска церкви, Вы постоянно отличались ревностным исполнением своих пастырских обязанностей, готовностью удовлетворить нашим духовным потребностям; всё это делали с полным самоотвержением. Мы, прихожане, не могли ни вознаградить Вас за Ваши труды, ни обеспечить Вас в материаль­ном отношении, и Вы, из любви к нам, нередко терпели недостаток в средствах к жизни, и всё это переносили с полным терпением. Желая поч­тить долговременные труды Ваши, уважаемый пастырь, внешним знаком нашей признательно­сти, мы ходатайствовали о Всемилостивейшем разрешении поднести Вам золотой наперсный крест с украшениями. Государь император <…> Высочайше соизволил на разрешение Вам принять и носить этот крест. Обрадованные Всемило­стивейше дарованным Вам разрешением, просим Ваше Высокоблагословение принять и носить его в знак признательности нашей к многотрудной, свыше тридцатилетней пастырской деятель­ности Вашей. Глубоко уважающие и преданные Вам прихожане» 14.

В ответ на добрые слова прихожан отец Ио­аким произнес речь:

«Достопочтеннейшие братие, предстоящие в святом храме сем! Подносимый ныне вами мне, с соизволения возлюбленнейшего Монарха нашего и с благословения Святейшего Собора наших иерархов и нашего благостнейшего архипастыря, золотой наперсный крест я принимаю с глубочайшей при­знательностью к вам и с особым душевным уте­шением. Принимаю с искреннейшей признательно­стью и благодарностью, ибо этим вы выказываете видимо особенное ваше внимание ко мне, и так вы­соко цените мои посильные труды на поприще мо­его пастырского служения в сем храме, как этого никогда не ожидал. Правда, служение моё здесь немаловременно, но сделал ли я что достойное та­кого вашего внимания и заслужил ли чем такое яв­ное ваше благорасположение ко мне — не знаю, но только твердо знаю то, что кроме одних немощей своих я ничем не могу похвалиться перед Господом. Принимаю с особенным душевным утешением: и в граде сем и в области его не мало есть пастырей, гораздо более меня с полным усердием послужив­ших Святой Церкви, но пока ни один из них не удо­стоился от своих прихожан такой высокой чести, какую вам угодно было почтить меня в сей день. Да, вы первые в нашей области так сочувственно отнеслись к нелегким на самом деле трудам па­стырского служения, первые оказали своему па­стырю видимые знаки своей любви и расположения поднесением ему креста Господня — знамения на­шего спасения, — и тем перед всей областью нашей явили свой истинно христианский дух веры и благо­честия и своё особенное участие к Церкви Божией, чему я всегда искренно радовался. Чем же я заплачу за такое незаслуженное мною благорасположение ваше ко мне? Чем могу достойно возблагодарить вас и за вашу любовь ко мне, и за доставленное вами ныне особенное душевное утешение мне? Ни­чем иным, как только моим всегдашним молением пред Спасителем нашим Господом, пролившим для нашего искупления на кресте Свою Божественную кровь; да воздаст Он вам воздаянием временным и вечным и да ниспошлет своё благословение на вас и на чад ваших, кого из вас Господь благословил ими, в роды и роды. А между тем в настоящие торже­ственные минуты всеобщего христианского радо- вания и все мы вместе воздадим Ему хвалу, благо­дарение и поклонение»15.

Затем отец Иоаким положил три поклона перед подносимым ему крестом, принял его и осенил народ с призванием Божьего благосло­вения, возложил крест на себя и продолжил пасхальную службу16.

Кроме забот о благолепии Спасо-Преоб­раженской церкви отец Иоаким занимался народным образованием. Вскоре после руко­положения он был назначен епархиальным катехизатором, в 1852 г. — законоучителем при­ходского училища, в 1858 г. — законоучителем уездного училища, в 1868 г. — членом семинар­ского правления, в 1879 г. — законоучителем шестиклассного городского училища. «Все эти должности о. Иоаким исполнял с усердием при­мерным и пользою очевидною. Он был добрым па­стырем, и полезным наставником, и благоразум­ным администратором»[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11].

Двенадцать лет отец Иоаким исполнял обя­занности члена правления Смоленской духов­ной семинарии, двадцать пять лет состоял чле­ном Смоленской духовной консистории. На долю священника Неклепаева выпала сложная работа по составлению нового «росписания» приходов и причтов епархии с целью улуч­шения быта духовенства. Занимаясь по утрам делами в консистории, вечерами почти еже­дневно отец Иоаким по нескольку часов тру­дился над составлением этого росписания.

За труды на епархиальном поприще и за просветительскую деятельность отец Иоаким имел церковные и государственные награды: сан протоиерея, ордена святой Анны 3-й и 2-й степеней18.

Умер протоиерей Иоаким Неклепаев 8 марта 1881 г. Погребен в ограде Верхне-Георгиевской церкви Смоленска19.

В 1886 г. на обновление иконостаса и окра­ску внутренних стен Спасо-Преображенской церкви прихожане пожертвовали 643 руб.20 В этом же году вдова надворного советника Алек­сандра Владимировна Вакар пожертвовала 100 руб. на строительство дома для церковного причта21.

Спасо-Преображенская церковь была за­крыта постановлением Смолоблисполкома 23 октября 1929 г. и передана под склад Народ­ного Комиссариата Обороны22.

18 августа 2019 г., накануне праздника Пре­ображения Господня, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил в Спа­со-Преображенском храме Всенощное бдение. Это было первое богослужение, совершенное в стенах древнего храма за последние 90 лет.

1 Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. Смо­ленск, 2008. С. 119; Трофимовский Н.В. Историко-ста­тистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 2013.С. 187.

2 Трофимовский Н.В. Историко-статистическое опи­сание Смоленской епархии. Смоленск, 2013. С. 187.

3 Там же.

4 Санковский А.В., священник. Адрес-календарь Смо­ленской епархии с историческим и церковно-приход­ским указателем. Смоленск, 1898. С. 52.

5 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область. М., 2001. С. 251.

6 Грачев В.И. Смоленск и его губерния в 1812 г. Смо­ленск, 2008.С. 140.

7 Афонский И., протоиерей. Протоиерей Иоаким Ива­нович Неклепаев. Некролог // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1881. № 13. Отдел неофициаль­ный. С.192.

8 Там же. С. 193.

9 Там же. С. 195.

10 Извлечение из отчета Преосвященнейшего Анто­ния, епископа Смоленского и Дорогобужского о со­стоянии Смоленской епархии в 1864 г. // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1865. № 14. Отдел официальный. С. 240.

11 Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1870. №17. Отдел официальный. С. 473.

12 Афонский И., протоиерей. Протоиерей Иоаким Иванович Неклепаев. Некролог // Смоленские епархи­альные ведомости. Смоленск, 1881. № 13. Отдел неофи­циальный. С. 195.

13 Разные епархиальные известия // Смоленские епар­хиальные ведомости. Смоленск, 1876. № 7. Отдел офици­альный. С.156.

14 Там же. С. 157-158.

15 Там же. С. 158-159.

16 Там же. С. 160.

17 Афонский И., протоиерей. Протоиерей Иоаким Иванович Неклепаев. Некролог // Смоленские епархи­альные ведомости. Смоленск, 1881. № 13. Отдел неофи­циальный. С. 194.

18 Там же. С. 197.

19 Там же. С. 199.

20 Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1886. №1. Отдел официальный. С. 8.

21 Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1886. №6. Отдел официальный. С. 265.

22 ГАСО. Ф. Р-2361. On. 1. Д. 67. Л. 79.