История и Возрождение
Спасо-Преображенская Церковь, дошедшая до нас в видоизмененном состоянии, находится в восточной части Смоленска, среди многоэтажной застройки. До возведения каменного храма здесь находилась одноименная деревянная церковь, выстроенная во время вхождения города в состав польского государства1. Духовенство старинного храма в 1695 г. подавало грамоту царю Петру I об отпуске им жалования.
В челобитной сказано, что «церковь их старинная, построенная за владением короля польского», а также что «при царе Алексее Михайловиче было дано священнослужителям 15 дворов в Бережнянском стане, в деревне Топоровой, а потом, когда эти дворы переданы рейтарам, определено им по приказанию государя жалование по 34 рубля и 30 копеек в год на два причта: 1-му попу — 13 четвертей хлеба и столько же овса и 13рублей деньгами, другому — 10рублей и 10 четвертей хлеба и овса; дьячкам по 3рубля и по 3 четверти хлеба и овса»2.
В XVIII в. в Спасо-Преображенской церкви служил священник Феодор Шупинский. Он показал себя достойным пастырем во время неурожая 1733 г., когда население Смоленской губернии страдало от голода. Тысячи голодных жителей приходили в Смоленск с целью найти здесь для себя пропитание. Отец Феодор «показал пример редкого человеколюбия и нестяжа- телъности»: он на собственные средства купил в Малороссии ржаной муки (на 2000 рублей) и круп (на 4000 рублей), сам готовил для бедных пищу и кормил их два раза в день3.
Каменная церковь возведена в 1766—1768 гг. на средства священника Ф. Шупинского и коллежского асессора Стефана Корсакова. Церковь двухэтажная. В верхнем этаже находился Преображенский престол, в нижнем — мученицы Параскевы и священномученика Антипы. В приходе почиталась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»4.
К сожалению, на представленной ниже фотографии 1919 г. с внутренним видом храма мы не видим этого образа. По обе стороны от барочного иконостаса видны киоты с пустыми стеклами. Куда делись иконы, неизвестно. Возможно, они были изъяты в местный музей. Спасо-Преображенская церковь представляет собой образец местного зодчества в стиле позднее барокко5.
В 1812 г. первый этаж Спасо-Преображенской церкви французами был обращен в тюрьму, в которой содержались русские партизаны, в том числе подполковник П.И. Энгельгардт, коллежский асессор О.И. Шубин и др.6
Много для украшения Спасо-Преображенской церкви сделал служивший в ней более 35 лет протоиерей Иоаким Иванович Неклепаев. По замечанию современников, этот священник «оставил по себе не только добрую память в сердцах всех, более или менее близко знавших его, но и пример, для многих и во многом достойный подражания»2.
И.И. Неклепаев родился в 1821 г. в семье пономаря села Незнаново Рославльского уезда. Его отец был сыном священника, а мать — дочерью бедного дворянина. После окончания Рославльского духовного училища И. Неклепаев поступил в Смоленскую духовную семинарию, которую окончил в 1843 г. в числе первых студентов. В 1844 г. Неклепаев был рукоположен в сан священника к Спасо-Преображенской церкви. С этого времени началась его деятельность на приходе8.
Спасский приход принадлежал к числу самых малочисленных и бедных приходов Смоленска. При Спасо-Преображенской церкви священники не уживались, самый большой срок их служения здесь составлял около двух лет. Временами по несколько месяцев при храме не было священника, что отражалось на состоянии церкви: «Вследствие сего и церковь, и приход были опущены до крайности. Служба совершалась редко, народу ходило к ней мало; доходы церковные до того скудны были, что и дров для отопления храма в зимнее время купить было не за что» 9.
С поступлением отца Иоакима в Спасо-Преображенскую Церковь здесь стали регулярно совершаться богослужения, появился хор, храм стали посещать не только его прихожане, но и жители сопредельных приходов. Увеличились церковные доходы, что позволило произвести ремонт, приобрести утварь и облачения, установить ограду, те. храм «сравнялся с издавна благоустроенными» церквами Смоленска.
Отцу Иоакиму удалось привлечь благотворителей. В 1864 г. по завещанию статского советника Ивана Ждановского на украшение Спасо-Преображенского храма поступило 100 руб.10
20 мая 1870 г. Указом Святейшего Синода церковному старосте коллежскому асессору Василию Барскому за усердную службу и старания о благоустройстве храма было преподано благословение11.
В благодарность за заботу о благолепии храма прихожане в 1875 г. приняли решение о поднесении отцу Иоакиму золотого наперсного креста с украшениями12.
Решение о награждении священника Иоакима Неклепаева золотым наперсным крестом с украшениями было утверждено императором Александром II 29 ноября 1875 г., в «уважение свыше 30-летних пастырских трудов» при Спасо-Преображенской церкви13.
В день Пасхи 1876 г., перед крестным ходом, отец Иоаким был остановлен на амвоне церковным старостой Василием Барским и прихожанином Тол пыго. Староста огласил приветственный адрес, а прихожанин поднес золотой наперсный крест, украшенный камнями. Содержание адреса следующее:
«Многоуважаемый отец протоиерей Иоаким Иванович! С 1844 г., в течение более тридцати лет, состоя в священнослужительском сане при Спасо-Преображенской г. Смоленска церкви, Вы постоянно отличались ревностным исполнением своих пастырских обязанностей, готовностью удовлетворить нашим духовным потребностям; всё это делали с полным самоотвержением. Мы, прихожане, не могли ни вознаградить Вас за Ваши труды, ни обеспечить Вас в материальном отношении, и Вы, из любви к нам, нередко терпели недостаток в средствах к жизни, и всё это переносили с полным терпением. Желая почтить долговременные труды Ваши, уважаемый пастырь, внешним знаком нашей признательности, мы ходатайствовали о Всемилостивейшем разрешении поднести Вам золотой наперсный крест с украшениями. Государь император <…> Высочайше соизволил на разрешение Вам принять и носить этот крест. Обрадованные Всемилостивейше дарованным Вам разрешением, просим Ваше Высокоблагословение принять и носить его в знак признательности нашей к многотрудной, свыше тридцатилетней пастырской деятельности Вашей. Глубоко уважающие и преданные Вам прихожане» 14.
В ответ на добрые слова прихожан отец Иоаким произнес речь:
«Достопочтеннейшие братие, предстоящие в святом храме сем! Подносимый ныне вами мне, с соизволения возлюбленнейшего Монарха нашего и с благословения Святейшего Собора наших иерархов и нашего благостнейшего архипастыря, золотой наперсный крест я принимаю с глубочайшей признательностью к вам и с особым душевным утешением. Принимаю с искреннейшей признательностью и благодарностью, ибо этим вы выказываете видимо особенное ваше внимание ко мне, и так высоко цените мои посильные труды на поприще моего пастырского служения в сем храме, как этого никогда не ожидал. Правда, служение моё здесь немаловременно, но сделал ли я что достойное такого вашего внимания и заслужил ли чем такое явное ваше благорасположение ко мне — не знаю, но только твердо знаю то, что кроме одних немощей своих я ничем не могу похвалиться перед Господом. Принимаю с особенным душевным утешением: и в граде сем и в области его не мало есть пастырей, гораздо более меня с полным усердием послуживших Святой Церкви, но пока ни один из них не удостоился от своих прихожан такой высокой чести, какую вам угодно было почтить меня в сей день. Да, вы первые в нашей области так сочувственно отнеслись к нелегким на самом деле трудам пастырского служения, первые оказали своему пастырю видимые знаки своей любви и расположения поднесением ему креста Господня — знамения нашего спасения, — и тем перед всей областью нашей явили свой истинно христианский дух веры и благочестия и своё особенное участие к Церкви Божией, чему я всегда искренно радовался. Чем же я заплачу за такое незаслуженное мною благорасположение ваше ко мне? Чем могу достойно возблагодарить вас и за вашу любовь ко мне, и за доставленное вами ныне особенное душевное утешение мне? Ничем иным, как только моим всегдашним молением пред Спасителем нашим Господом, пролившим для нашего искупления на кресте Свою Божественную кровь; да воздаст Он вам воздаянием временным и вечным и да ниспошлет своё благословение на вас и на чад ваших, кого из вас Господь благословил ими, в роды и роды. А между тем в настоящие торжественные минуты всеобщего христианского радо- вания и все мы вместе воздадим Ему хвалу, благодарение и поклонение»15.
Затем отец Иоаким положил три поклона перед подносимым ему крестом, принял его и осенил народ с призванием Божьего благословения, возложил крест на себя и продолжил пасхальную службу16.
Кроме забот о благолепии Спасо-Преображенской церкви отец Иоаким занимался народным образованием. Вскоре после рукоположения он был назначен епархиальным катехизатором, в 1852 г. — законоучителем приходского училища, в 1858 г. — законоучителем уездного училища, в 1868 г. — членом семинарского правления, в 1879 г. — законоучителем шестиклассного городского училища. «Все эти должности о. Иоаким исполнял с усердием примерным и пользою очевидною. Он был добрым пастырем, и полезным наставником, и благоразумным администратором»[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11].
Двенадцать лет отец Иоаким исполнял обязанности члена правления Смоленской духовной семинарии, двадцать пять лет состоял членом Смоленской духовной консистории. На долю священника Неклепаева выпала сложная работа по составлению нового «росписания» приходов и причтов епархии с целью улучшения быта духовенства. Занимаясь по утрам делами в консистории, вечерами почти ежедневно отец Иоаким по нескольку часов трудился над составлением этого росписания.
За труды на епархиальном поприще и за просветительскую деятельность отец Иоаким имел церковные и государственные награды: сан протоиерея, ордена святой Анны 3-й и 2-й степеней18.
Умер протоиерей Иоаким Неклепаев 8 марта 1881 г. Погребен в ограде Верхне-Георгиевской церкви Смоленска19.
В 1886 г. на обновление иконостаса и окраску внутренних стен Спасо-Преображенской церкви прихожане пожертвовали 643 руб.20 В этом же году вдова надворного советника Александра Владимировна Вакар пожертвовала 100 руб. на строительство дома для церковного причта21.
Спасо-Преображенская церковь была закрыта постановлением Смолоблисполкома 23 октября 1929 г. и передана под склад Народного Комиссариата Обороны22.
18 августа 2019 г., накануне праздника Преображения Господня, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор совершил в Спасо-Преображенском храме Всенощное бдение. Это было первое богослужение, совершенное в стенах древнего храма за последние 90 лет.
1 Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. Смоленск, 2008. С. 119; Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 2013.С. 187.
2 Трофимовский Н.В. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Смоленск, 2013. С. 187.
3 Там же.
4 Санковский А.В., священник. Адрес-календарь Смоленской епархии с историческим и церковно-приходским указателем. Смоленск, 1898. С. 52.
5 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Смоленская область. М., 2001. С. 251.
6 Грачев В.И. Смоленск и его губерния в 1812 г. Смоленск, 2008.С. 140.
7 Афонский И., протоиерей. Протоиерей Иоаким Иванович Неклепаев. Некролог // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1881. № 13. Отдел неофициальный. С.192.
8 Там же. С. 193.
9 Там же. С. 195.
10 Извлечение из отчета Преосвященнейшего Антония, епископа Смоленского и Дорогобужского о состоянии Смоленской епархии в 1864 г. // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1865. № 14. Отдел официальный. С. 240.
11 Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1870. №17. Отдел официальный. С. 473.
12 Афонский И., протоиерей. Протоиерей Иоаким Иванович Неклепаев. Некролог // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1881. № 13. Отдел неофициальный. С. 195.
13 Разные епархиальные известия // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1876. № 7. Отдел официальный. С.156.
14 Там же. С. 157-158.
15 Там же. С. 158-159.
16 Там же. С. 160.
17 Афонский И., протоиерей. Протоиерей Иоаким Иванович Неклепаев. Некролог // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1881. № 13. Отдел неофициальный. С. 194.
18 Там же. С. 197.
19 Там же. С. 199.
20 Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1886. №1. Отдел официальный. С. 8.
21 Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1886. №6. Отдел официальный. С. 265.
22 ГАСО. Ф. Р-2361. On. 1. Д. 67. Л. 79.